Личность ведущего
Личность ведущего. Как вести игру так, чтобы она проявила все
возможности, которые вы в нее вложили
Одно из самых распространенных заблуждений в отношении позиции
автора или ведущего игр – это его 100%-ная ответственность за весь
трансформационный процесс и итоговый результат. Почему это заблуждение?
Потому что, перетягивая на себя всю ответственность, вы не даете возможности
своим участникам качественно, эффективно проработать и осознать свои
запросы, а также разрешить для себя те проблемные ситуации, которые и
привели их на игру. Трансформация – процесс внутренний. Только проживая
игру, человек сможет осуществить глубинные изменения. А если это делаете за
участника вы – для чего тогда вся эта затея?
Оптимальным является разделение ответственности между ведущим и
участниками в соотношении 50/50 или 60/40. То есть вы, как ведущий, несете
ответственность за организацию процесса, качественную поддержку в нем, а
участники несут ответственность за свою личную погруженность в процесс,
проживание ключевых моментов, за те выборы, которые они делают для себя по
результатам игры.
Какими качествами должен обладать ведущий игры?
Я всегда задаю этот вопрос ученикам своих курсов по созданию
трансформационных игр. Ответы чаще всего такие:
o Мотивирующий
o Беспристрастный
o Помогает участнику получить инсайт
o Уверенный в себе
o Не суетливый
o Коммуникабельный
o Компетентный
o Вызывает доверие к себе
o Открытый
o Сопереживающий
o Принимающий
o Позитивный
o С чувством юмора
o Умеет находить подход к каждому из участников
o Вдохновляющий
И это действительно важные качества. Но я хочу выделить то, что
находится в основе всего этого прекрасного букета. Главным и необходимым
качеством успешного ведущего т-игр является его ЭКОЛОГИЧНОСТЬ по
отношению к участникам.
Это то качество, которое люди будут чувствовать, считывать на
интуитивном уровне, за которое будут рекомендовать вас друзьям и знакомым.
Само пространство будет откликаться на вашу экологичность и привлекать к
вам заинтересованных участников. Это действительно работает.
Что же такое – быть экологичным ведущим?
Это означает не высказывать свои суждения за клиента, не навязывать
свои решения и интерпретации, не навешивать ярлыки и не создавать для
клиента негативных программ и ограничений своими пояснениями ситуаций в
игре.
Всегда экологичнее задать наводящий вопрос, поинтересоваться у клиента
тем, как он чувствует какую-либо ситуацию в игре, каково его видение в том или
ином вопросе.
Вы можете давать свои интерпретации, поясняя, какой смысл вы как
создатель игры закладывали в этапы/ходы/ячейки/карточки, но не высказывайте
это как непреложный факт. Лучше применять такие фразы: «у меня есть такое
предположение», «возможно, это один из вариантов», «возможно, вам следует
подумать о том-то или сделать то-то в данной ситуации» и так далее. В таком
случае вы переносите фокус внимания с того, что вы говорите, на то, что
участник думает по этому поводу, что он чувствует; задаете ему вопросы и даете
ему самому возможность проработать ситуацию и получить свои осознания.
Такое ведение игры сделает любую игру результативной.
В начале своей практики, когда я еще только принимала участие в т-играх
как игрок, я столкнулась с примером некорректной работы одного из ведущих.
Один из участников пришел с запросом о том, как улучшить отношения в паре.
И по ходу игры ведущий комментировал те ячейки, на которые попадал этот
участник, такими фразами: «это значит, что у тебя все будет плохо», «будет
недопонимание с партнером и связанные с этим потери в финансах», «с этим
ничего нельзя сделать, нужно просто принять». Вместо того, чтобы задавать
наводящие вопросы участнику, ведущий начал ставить свои ограничивающие
рекомендации и разрушительные программы.
Очень важно понимать, что мы создаем трансформационные игры, для
того чтобы помогать людям. А значит, мы ни в коем случае не должны вредить
людям, формируя у них новые негативные программы.
Да, безусловно, при создании игры, вы вкладываете в нее какой-то
определенный смысл, но, в процессе игры начинает работать само поле
(пространство, Вселенная), и может оказаться, что кому-то из участников будет
необходимо понять не тот смысл, который вы вложили в игру, а тот
определенный смысл, который важен для него именно сейчас.
Создайте сами для себя, как для ведущего, те критерии, по которым вы
сможете отслеживать, экологичны ли вы по отношению к своим участникам.
И конечно же у каждого специалиста из разряда «помогающих профессий»
должен быть наставник или супервизор, более опытный специалист, который
сможет вас поддерживать в вашей работе с клиентами и помогать вам расти.
Приглашаю всех желающих в мою обучающую группу: «Супервизия для
игротерапевтов», напишите +380635565233 : «Хочу на супервизию»
Также хочу с вами обсудить важные моменты работы с участниками, чтобы вы
их не боялись и были к ним готовы. Так как в любой практике есть участники, с
которыми легко работать и участники с которыми работать труднее. Давайте
поисследуем, как быть в таких ситуациях, чтобы вести себя профессионально и
сохранять позитивный эмоциональный настрой.
Сложные реакции участников – как с ними работать
Давайте рассмотрим те непростые реакции, которые могут возникать у
участников в процессе проведения игр, и определим методы работы с ними.
➢ Отрицание
Участник отрицает то, что ему выпадает во время игры, не
принимает интерпретацию ходов: «это все не про меня», «это ко мне
не относится» и т.д. Это говорит о его сопротивлении, защите на
подсознательном уровне, неготовности принимать изменения,
избегании.
Как работать с такой реакцией?
▪ Прежде всего не следует переубеждать участника в обратном,
говорить, что он чего-то не понимает, не готов к принятию
информации и тому подобное.
▪ Если человек отторгает информацию, это может говорить о
том, что он не чувствует себя безопасно в этот момент и в этом
пространстве. Поэтому очень полезно перед началом игры
сделать мини-знакомство с группой, где вы расскажете о себе,
как о ведущем и личности, и каждый из участников также
расскажет о себе, своем запросе, о том, что хотел бы получить
в результате игры. Это создает более доверительные и
безопасные условия для проведения глубокой работы над
собой.
▪ Обязательно проговорите перед началом игры, что вся
и нф о рма ц и я и вс е ска з а н н о е в г р у п п е явл я е т с я
конфиденциальным.
▪ Подчеркните для участников, что каждый из них может
открываться настолько, насколько ему будет комфортно, что
если кто-то не готов идти глубоко в процесс, то он вправе
делать это так, как посчитает нужным.
▪ Проговаривайте время от времени эти правила в процессе
игры, тем самым помогая участнику еще больше
раскрепоститься, отпустить контроль и погрузиться в работу.
▪ Бывает эффективным и озвучивание проблемы: «Давай
подумаем вместе, почему сейчас у тебя идет вот такое
сопротивление?». Это пример, как можно использовать мягкие
фразы, погружая участника в глубину, не провоцируя его, а
помогая раскрыться.
▪ Также возможен вариант, что выпавшая ячейка действительно
не про участника, тогда нужно спросить у участника, почему,
по его мнению, эта ячейка выпала ему, на какие новые идеи и
смыслы она может его навести. Возможно это подсказка, что
стоит по-новому посмотреть на привычные в жизни вещи.
➢ Обесценивание
Участник не ценит то, что вы даете, не воспринимает всерьез
информацию от вас, просто обесценивает все то, что вы говорите.
▪ Такие проявления в игре могут говорить о том, что и в жизни
человек может быть склонен к обесцениванию. Такая модель
п о в е д е н и я м ож е т б ы т ь с в я з а н а с п ол у ч е н н ы м и
психологическими травмами.
▪ Важно не принимать такие проявления на свой счет.
Осознайте, что таким образом участник проигрывает с вами
свое привычное поведение из жизни, свой образ мышления.
▪ Не нужно вступать в дискуссии с таким участником.
Сохраняйте спокойствие и будьте беспристрастны.
▪ Попробуйте проговорить свое предположение, что со стороны
участника происходит обесценивание; спросить его, часто ли
он в своей жизни сталкивается с ситуациями, когда его
обесценивают, о чем это для него. А далее смотреть, готов ли
человек идти на контакт, и принимать решение о дальнейшем
ведении его в игре.
▪ Позвольте участнику иметь свое мнение и не старайтесь
понравится, самое главное это не отношение к вам как к
личности, а эффективность процесса.
➢ Я – эксперт
Эти участники всем своим видом и поведением жаждут показать,
насколько лучше они разбираются во всех вопросах, чем вы или кто-
либо другой.
▪ Сложное поведение; говорит о том, что участнику сейчас на
самом деле больно, тяжело, он нуждается во внимании, но не
умеет сказать об этом иначе. То есть такое поведение по своей
сути является методом привлечения к себе внимания.
▪ Не вступайте в споры с таким участником. «Я – эксперт» всем
своим поведением будет стараться продемонстрировать, кто
здесь главный.
▪ Попытайтесь сделать такого участника своим союзником:
задавайте ему наводящие вопросы по ситуации, интересуйтесь
его мнением, вовлекайте его в процесс, подчеркивая
значимость этого участника в группе. Тогда у него не будет
потребности демонстрировать свою «экспертность» в
навязчивой форме.
▪ При попадании такого участника на определенную ячейку во
время игры, вы можете спросить его, хватает ли ему внимания
со стороны родных и друзей, часто ли он оказывается в центре
внимания.
▪ Демонстрируйте такому участнику принятие, присоединение,
делая это корректно и экологично по отношению к нему.
➢ Злость
Внезапная агрессия или проявление неуважительного поведения
участника по отношению к другими игрокам, это явный показатель
того, что происходящее задело его внутренние процессы, и он не
может найти выход.
▪ Важно уделять такому участнику больше внимания, быть
более мягким с ним.
▪ Проговорить, откуда могла пойти такая агрессия, что ему
выпадало по ходу игры, о чем это для него, почему пошла
такая реакция, какие у него ассоциации. Интересоваться его
мнением по поводу происходящего.
▪ Помочь разобраться человеку, почему так происходит и
экологично выразить это.
Для ведущего важно соблюдать баланс в распределении внимания
между участниками. Поскольку в группе могут быть участники,
перетягивающие на себя больше внимания, чем остальные. Но в любом случае
никто из игроков не должен чувствовать себя обделенным. Вам необходимо
распределять ваше внимание между всеми участниками таким образом, чтобы
каждый чувствовал себя вовлеченным в процесс.
Проговаривайте все важные моменты с группой. Отметьте, что для вас
важно, чтобы каждый из участников получил необходимую информацию для
себя и если кому-то будет недостаточно интерпретации от вас, то вы готовы это
обсудить, к примеру, после игры. Участники могут записывать свои вопросы,
возникающие по ходу игры, для их дополнительного обсуждения после ее
окончания.
Получайте обратную связь от группы, это своего рода проявление
гибкости – фасилитация (умение чувствовать группу и следовать за ней).
Уточняйте, что еще участники хотели бы узнать, какую информацию получить,
важно ли для них сейчас останавливаться на каком-то определенном вопросе,
уделять ли время какой-то ситуации – учитывайте настроение и пожелания
группы.
Но также важно понимать, что участники могут быть с разным типом
мышления: кому-то достаточно услышать от вас короткую интерпретацию,
чтобы получить поток осознаний, а кому-то необходимо дать более развернутое
значение их хода и еще дополнительно ответить на вопросы.
И, конечно же, всегда верьте в себя и общайтесь с коллегами, которые
смогут поделиться с вами своим опытом и поддержать вас. И помните о
наставниках и супервизорах. Это хорошая возможность обратиться за
консультацией и помощью к более опытному специалисту, чтобы получить
совет или разобраться с определенной ситуацией, которая случилась в вашей
практике, проработать ее, получить свои осознания и, таким образом, улучшить
свою профессиональную деятельность.